МАНИФЕСТ«ЗНАЕМ»
Клятвенная конструкция конструктивистов
поэтов Алексей Чичерин,
Эллий-Карл Сельвинский, Корнелий Зелинский
Москва. Ноябрь1922г., март1923г.
Книга «ЗНАЕМ»
Манифест художника – его программа или самоинтерпретация – важные элементы современного произведения искусства. Вновь актуальны личность художника, ее масштаб, аутентичность художника собственной проблематике.
Вновь Виктором Ремишевским найден образ эпохи Белого, Чёрного и Красного – алхимических цветов революционной России, через практику художественного ремесла и секреты формообразования. Работая над «Манифестом поэтов-конструктивистов», художник сумел объединить плоть объекта и его форму в пространстве и времени. Книга «ЗНАЕМ» к сборнику «Литконструктивизм» (проект М. Карасика) – это поиск новых форм для реализации, звучания и современного преломления содержания ушедшей эпохи.
В искусстве книги, как в зеркале, отражается каждая историческая эпоха. «Клятвенная конструкция конструктивистов-поэтов» выполнена Виктором Ремишевским в жанре «книги художника». Находкой стала чёрно-красная обложка из грубой наждачной бумаги. Агрессивность, присущая конструктивистам, воспроизведена Виктором Ремишевским через тактильные ощущения. Но эта агрессия служит скорее утверждению, чем отрицанию. Эта идея заключена в равномерном увеличении размеров страниц внутри книги, и апофеозом становится, выполненная в технике офорта, фотография А.С.Шойхета, на которой в зеркальном отражении в негативе и позитиве шагают маленькие человечки – каждый сам по себе и все вместе в едином порыве, замыкая круг. Круговорот жизни…
Художник пошёл ещё дальше. Он выполняет серию самодостаточных станковых офортов, используя в качестве матрицы расчленённую на 21 клише офортную доску с фотографии А.С. Шойхета и микшируя их. «Жирной точкой в конце книги» явилось применение этих клише в качестве зажимов, своеобразных закладок для самого «Манифеста», тиражом 21 экземпляр. Начало конца и конец начала. Что было белым – стало чёрным, что было чёрным – стало белым.
36 страниц с иллюстрациями в тексте, в обложке
25,5 х 27,0
Тираж – 21 нумерованный экземпляр
Сброшюрована, бумага «Hannemulue».
Текст - высокая печать, конгрев.
Иллюстрация в развороте, цинкография.
Обложка - наждачная бумага.
Закладка - фрагмент металлической формы, цинк.
Футляр - черная бумага, конгрев.
Хармсиздат, Санкт-Петербург
2003 год